Сидя за тугим коротким валиком-подушкой с наколотым на неё кружевом , мастерица перебирает в руках палочки-коклюшки из сухого дерева. От булавок, обозначающих каждую деталь, каждый поворот узора , веером тянутся к коклюшкам нитки.
Быстрая пара нитей перебегает от булавки к булавке , строит элементы плетения-ровную ленту "полотнянки" , ажурную "сетку" , шнурочек "плетешка" , напоминающие форму зерна "насновки". Таких элементов всего четыре , но именно из них складывается всё богатство народного кружева.
Среди кружевных изделий-огромные покрывала и скатерти, изящные салфетки , воротнички , полотенца и подзоры с ажурным краем, узкие полоски мерного кружева.
Кружево можно выполнить разными способами. Есть кружево "численное". Его плетут но памяти без наколотого на бумаге рисунка-"сколка".Нужно лишь запомнить число переплетений, порядок чередования нитей.
По сколкам плели кружево "сцепное" и "многопарное". В сцепном кружеве узор выкладывается "вилюшкой"-плотно сплетённой полосой., изгибы которой заполняются лёгкими прозрачными решётками. Элементы кружева соединяются между собой крючком, сцепляются.
Многопарное создаётся при помощи большого количества пар коклюшек, доходящих до 150 . Этот способ является наиболее трудоёмким и сложным из всех других. Им выполняются самые тонкие кружева с изящным рисунком.
Главное декоративное качество кружева-это его ажурность. Прозрачный фон контрастно сочетается с плотным рисунком, или же узор плавно, незаметно перетекает в фон, словно растворяясь в нём. На воздушной решётке фона выделяется орнамент-геометрический, растительный, с фигурами причудливых очертаний.Кружево привычно ассоциируется с инеем, морозом.
Между тем рисунок кружева часто бывает мягким, плавным, с текучими очертаниями. В нём нашли отражение образы живой природы. Цветы и травы, высокие деревья, птицы, животные населяют кружевной мир. Они изображены более условно, чем в других видах искусства.
Кружевница рисует свои узоры на фоне решётки только линией вилюшки или выкладывает плотным островком, усиливая их рельефной "сканью"-толстой витой нитью или косичкой. Поэтому выразительность рисунка, силуэта-важнейшее свойство кружева.
Орнамент кружева бесконечно разнообразен: цепи овалов, медальоны и розетки, цветущие ветви и кусты. Они выделяются на фоне мелкой решётки более плотным плетением и цветом. В галичском кружеве почти не встречается чётких прямых линий; рисунок круглится, линия вьётся, изгибается.
Орловское кружево-елецкое и мценское-часто продавалось под видом иностранного , но и среди французских изделий оно выделялось тонкостью орнамента.
Елецкие широкие мерные кружева, оплеты салфеток и носовых платков почти не имеют веса. Льняная нить была так тонка и легка, что кружево часто плели на волосяных булавках. Узоры его-пышные цветы, венки, гирлянды бутонов-словно наброшена на прозрачный фон.
В серединах цветов, в фестонах по краю решётка имела более сложный рисунок. Елецкие мастерицы умели показать цветок в смелом ракурсе-как бы раскрывающимся. Изящество миниатюрных узоров, замысловатая композиция , богатство игры светотени в елецком кружеве не имеют себе равных.
Всеобщую известность получили вологодские сцепные кружева. Крупные узоры из цветущих кустов, птиц с пышными хвостами складываются в торжественные композиции на концах полотенец и подзорах. Они во многом близки по характеру вышивкам двусторонним швом, хотя сцепное кружевос его привольным движением вилюшки скорее сродни вышивке тамбуром.
На севере России кружево обычно было белым. Белый цвет в народном искусстве никогда не был монотонным. Разнообразные разделки фигур и мотивов орнамента насыщали его оттенками.
Оплет носового платка. 19 век. Елец, Орловская губ.
Панно "Олени" 1968 г. Вологда
Подзор "Конница" 1940 г. Киришский р-н
Ленинградская обл.
Скатерть 1953 г. Елец Липецкая обл.
Панно "Праздник" 1977 г. Кировская обл
Быстрая пара нитей перебегает от булавки к булавке , строит элементы плетения-ровную ленту "полотнянки" , ажурную "сетку" , шнурочек "плетешка" , напоминающие форму зерна "насновки". Таких элементов всего четыре , но именно из них складывается всё богатство народного кружева.
Среди кружевных изделий-огромные покрывала и скатерти, изящные салфетки , воротнички , полотенца и подзоры с ажурным краем, узкие полоски мерного кружева.
Кружево можно выполнить разными способами. Есть кружево "численное". Его плетут но памяти без наколотого на бумаге рисунка-"сколка".Нужно лишь запомнить число переплетений, порядок чередования нитей.
По сколкам плели кружево "сцепное" и "многопарное". В сцепном кружеве узор выкладывается "вилюшкой"-плотно сплетённой полосой., изгибы которой заполняются лёгкими прозрачными решётками. Элементы кружева соединяются между собой крючком, сцепляются.
Многопарное создаётся при помощи большого количества пар коклюшек, доходящих до 150 . Этот способ является наиболее трудоёмким и сложным из всех других. Им выполняются самые тонкие кружева с изящным рисунком.
Главное декоративное качество кружева-это его ажурность. Прозрачный фон контрастно сочетается с плотным рисунком, или же узор плавно, незаметно перетекает в фон, словно растворяясь в нём. На воздушной решётке фона выделяется орнамент-геометрический, растительный, с фигурами причудливых очертаний.Кружево привычно ассоциируется с инеем, морозом.
Между тем рисунок кружева часто бывает мягким, плавным, с текучими очертаниями. В нём нашли отражение образы живой природы. Цветы и травы, высокие деревья, птицы, животные населяют кружевной мир. Они изображены более условно, чем в других видах искусства.
Кружевница рисует свои узоры на фоне решётки только линией вилюшки или выкладывает плотным островком, усиливая их рельефной "сканью"-толстой витой нитью или косичкой. Поэтому выразительность рисунка, силуэта-важнейшее свойство кружева.
Орнамент кружева бесконечно разнообразен: цепи овалов, медальоны и розетки, цветущие ветви и кусты. Они выделяются на фоне мелкой решётки более плотным плетением и цветом. В галичском кружеве почти не встречается чётких прямых линий; рисунок круглится, линия вьётся, изгибается.
Орловское кружево-елецкое и мценское-часто продавалось под видом иностранного , но и среди французских изделий оно выделялось тонкостью орнамента.
Елецкие широкие мерные кружева, оплеты салфеток и носовых платков почти не имеют веса. Льняная нить была так тонка и легка, что кружево часто плели на волосяных булавках. Узоры его-пышные цветы, венки, гирлянды бутонов-словно наброшена на прозрачный фон.
В серединах цветов, в фестонах по краю решётка имела более сложный рисунок. Елецкие мастерицы умели показать цветок в смелом ракурсе-как бы раскрывающимся. Изящество миниатюрных узоров, замысловатая композиция , богатство игры светотени в елецком кружеве не имеют себе равных.
Всеобщую известность получили вологодские сцепные кружева. Крупные узоры из цветущих кустов, птиц с пышными хвостами складываются в торжественные композиции на концах полотенец и подзорах. Они во многом близки по характеру вышивкам двусторонним швом, хотя сцепное кружевос его привольным движением вилюшки скорее сродни вышивке тамбуром.
На севере России кружево обычно было белым. Белый цвет в народном искусстве никогда не был монотонным. Разнообразные разделки фигур и мотивов орнамента насыщали его оттенками.
Оплет носового платка. 19 век. Елец, Орловская губ.
Панно "Олени" 1968 г. Вологда
Подзор "Конница" 1940 г. Киришский р-н
Ленинградская обл.
Скатерть 1953 г. Елец Липецкая обл.
Панно "Праздник" 1977 г. Кировская обл