четверг

Гончарное искусство.

Изделия гончарных промыслов существовали почти в каждой губернии: объёмистые сосуды  "меденники" с узорной полосой на плечиках, глубокие миски , шаровидные рукомои и горшки , чернолощёная  , обварная керамика, разнообразная поливная посуда. Все они знакомят нас с традиционными приёмами художественной обработки: томлением, лощением, обваркой, глазурованием, ангобной техникой.


Томлённые сосуды рязанских гончаров дают нам представление о древнем способе обработки керамики. Чёрная матовая поверхность строгих по форме изделий достигается при обжиге  в сильно коптящем пламени и медленном остывании без доступа кислорода, для чего все отверстия в горне замазываются.

Томление сочетается с другим приёмом-лощением, когда на непросохшие стенки сосуда наносится узор гладким камешком-лощилом. После обжига простой геометрический орнамент отливает тусклым серебром на матовом фоне. Иногда лощат, то есть заглаживают, всю поверхность изделия. Тогда оно напоминает сосуды из металла. 


Повседневная посуда новгородских гончаров знакомит нас ещё с одним приёмом обработки-обваркой. Только что извлечённое из горна раскалённое изделие окунается в мучную болтушку, которая закипает и , испаряясь, оставляет на стенках сосуда причудливый узор в виде тёмных пятен со светлыми разводами. Раствор проникает в поры черепка, что придаёт изделию большую прочность.


Самое широкое признание в гончарстве получили прозрачные глазури. Они не только украшали вещи , но , прежде всего, предохраняли их от загрязнения , а стенки поливных сосудов не пропускали влагу.


Славу городу Скопину принесли скопинские гончары. гончарством в Скопине занимались издавна. Делали бытову керамику из чёрной глины, дававшей после обжига светлый черепок. Заслуженную славу Скопину принесли декоративные сосуды. Скопинские гончары создали  множество изделий, которые до сих пор поражают сложностью формы, многообразием украшений, благородным цветом поливы.


Все элементы  декоративного сосуда выполнялись вручную на гончарном круге, а потом соединялись вместе при помощи жидко разведённой глины-шликера. Так, на коническую ножку ставили кольцевое тулово квасника, на котором поднималось вверх сложное рельефное горло, заверщающееся  высокой крышкой , изгибались ручка и носик. 

Между носиком и горлом  часто помещали  скульптурные изображения птиц.  Фигурки птиц, медведей, львов, реже человека  располагали в круглом отверстии кольца и на крышке сосудов.
Изделия сплошь покрывали лепным узором, а затем графическим орнаментом, используя для этого заострённые палочки.


Потом посыпали сосуды порошком свинцовой глазури  с добавлением окиси марганца или меди и обжигали. Плавясь, глазурь стекала вниз , покрывая поверхность блестящим стекловидным слоем коричневого или зелёного цвета. Но более всего фантазия скопинских гончаров проявилась в скульптурных сосудах. Им придавалась форма различных животных, птиц.







                                         Квасники 19 век. г. Скопин Рязанская  губ.






                                                  Квасник 19 век. г. Скопин.






                                                  Квасник 1971 г. Скопин.






                                       Кувшин с кружкой  19 век г. Скопин Рязанская губ.