Есть удивительная область народного искусства-глиняная игрушка.Мягкий пластичный материал, глина всегда шла не только на изготовление сосудов.Во всех местностях , где занимались гончарством, из той же глины лепили небольшие фигурки, свистульки, погремушки.
Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать как музыкальный инструмент.
Если посмотреть на фигурки из глины, то невольно обращаешь внимание на повторение одних и тех же образов, среди которых главенствуют женщина, конь, всадник и птица.Женщины держит на руках детей или птиц, их грудь подчёркнута и обнажена. Немало общего и в их внешнем облике: фигурки обобщены и примитивны по исполнению, части тела едва намечены и почти не расчленены в общем грубовато вылепленном объёме.Простоту лепки дополняет незамысловатая раскраска чередующимися цветными полосами.Эти образы глубоко архаичны.
Удивляет и восхищает выразительность образов, созданных с минимальными затратами материала и технических усилий, впечатляющих своеобразным сочетанием искусства пластики и живописи.
Мастер сначала лепит игрушку, затем её просушивают, а через несколько дней обжигают в обычной русской печи или специальном горне. В зависимости от качества местных глин поверхность фигурок приобретает определённый цвет-немаловажное выразительное средство в их общем декоре. Затем игрушки покрывают цветными глазурями или расписывают.
Среди русских глиняных игрушек-дымковские самые популярные.Ещё в 19 веке сложился характерный тип дымковских игрушек, изображающих дам в городских нарядах и нянек с детьми на руках.
Глиняные фигурки перестали быть игрушками и стали произведениями малой декоративной скульптуры, у которых не только богатое прошлое , но и большое будущее. Людям нужны не одни земные блага, нужны и сказки. Они развивают духовный мир человека, делают его тоньше, лучше, добрее. В этой связи неоценима роль народной игрушки: здесь каждый образ ведёт в свой мир, в свою неповторимую сказку.
Дама под зонтиком 1880-18890 г.г. Тула
И.В. Дружинин .Олень.Медведь.Собака. Гринево 1940 г.
Каргопольский район
П. П. Илюхина. Солдат. 1969 г.
А.И. Карпова . Крестьянка 1967 г. Филимоново.
Е.И. Косс-Деньшина . Индюк. 1971 г. Киров.
Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать как музыкальный инструмент.
Если посмотреть на фигурки из глины, то невольно обращаешь внимание на повторение одних и тех же образов, среди которых главенствуют женщина, конь, всадник и птица.Женщины держит на руках детей или птиц, их грудь подчёркнута и обнажена. Немало общего и в их внешнем облике: фигурки обобщены и примитивны по исполнению, части тела едва намечены и почти не расчленены в общем грубовато вылепленном объёме.Простоту лепки дополняет незамысловатая раскраска чередующимися цветными полосами.Эти образы глубоко архаичны.
Удивляет и восхищает выразительность образов, созданных с минимальными затратами материала и технических усилий, впечатляющих своеобразным сочетанием искусства пластики и живописи.
Мастер сначала лепит игрушку, затем её просушивают, а через несколько дней обжигают в обычной русской печи или специальном горне. В зависимости от качества местных глин поверхность фигурок приобретает определённый цвет-немаловажное выразительное средство в их общем декоре. Затем игрушки покрывают цветными глазурями или расписывают.
Среди русских глиняных игрушек-дымковские самые популярные.Ещё в 19 веке сложился характерный тип дымковских игрушек, изображающих дам в городских нарядах и нянек с детьми на руках.
Глиняные фигурки перестали быть игрушками и стали произведениями малой декоративной скульптуры, у которых не только богатое прошлое , но и большое будущее. Людям нужны не одни земные блага, нужны и сказки. Они развивают духовный мир человека, делают его тоньше, лучше, добрее. В этой связи неоценима роль народной игрушки: здесь каждый образ ведёт в свой мир, в свою неповторимую сказку.
Дама под зонтиком 1880-18890 г.г. Тула
И.В. Дружинин .Олень.Медведь.Собака. Гринево 1940 г.
Каргопольский район
П. П. Илюхина. Солдат. 1969 г.
А.И. Карпова . Крестьянка 1967 г. Филимоново.
Е.И. Косс-Деньшина . Индюк. 1971 г. Киров.