понедельник

Жостовские подносы.

Славу жителям подмосковной деревни Жостово  принесло украшение всего одной вещи-подноса.
Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения.


Собранные в букеты или просто раскинувшиеся на блестящем чёрном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости жизни, поэзию вечного цветения природы.


Трудно найти человека, который бы был равнодушен к цветам, их красоте, аромату , заключённой в них великой силе жизни.Поэтому так много почитателей таланта жостовских мастеров по всему миру.


У жостовских мастеров сложился свой неповторимый стиль и характер искусства украшения подносов.Начинается жостовское письмо с "замалёвка"-нанесения на загрунтованную и покрытую несколькими слоями  лака поверхность подноса разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, мысленно уже собранных автором в композицию букета. Затем на просохший замалёвок прозрачными красками прокладываются тени. Этот приём так называемой "тенежки" погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений.


Следующий процесс-"прокладка"-плотное письмо, наиболее ответственный этап живописи, когда цветы обретают плоть, создаётся контрастный или гармоничный цветовой строй всей композиции.


Последующая "бликовка"-наложение бликов-выявляет объём растений, завершает лепку их форм, создаёт условную материальность. "Чертёжка"  быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семена в чашечках цветов.


Завершает письмо"привязка"-тонкие травки и усики, объединяющие все детали букета и связывающие их с фоном.В последовательности приёмов жостовского письма закреплена не просто техника живописи.Это своеобразная азбука местного искусства, живое воплощение его нераздельности с ремеслом.


Почти на каждом подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен.