Изразцы-своеобразная и самостоятельная часть русского народного гончарства. История их развития-это непрерывная цепь технологических усовершенствований, творческих находок , в результате которых на смену одним изразцам приходили другие.
Рельефные без поливы-"красные" уступили место глазурованным -муравленым, затем стали делать полихромные, покрывая рельефный узор цветными эмалями, от них перешли к изготовлению изразцов, в которых рельеф сочетался с росписью, и наконец к гладким расписным изразцам.
Изразцы широко применялись в архитектуре. Сверкающими фризами украшали храмы, отдельными вставками выделялись на фоне кирпичных стен, узорными наличниками обрамляли окна, оформляли порталы. Во внутренних помещениях ими облицовывали стены.Расцвет печных изразцов достигает своей вершины в 18 веке.
У каждого изразца есть лицевая пластина с узором. За нею располагается коробчатый выступ-румпа с небольшими отверстиями, в которые продевали проволоку для крепления в кладке стены или печи.
Начиная делать изразец, гончар мял в руках глину, и пальцы его уходили в толщу глиняного комка , удаляя мелкие камешки, затвердения-словом , всё то, что могло привести к образованию трещин при обжиге.
Глина принимала тепло от рук гончара, становилась податливой. Тогда мастер заполнял ею деревянную форму с резным изображением на дне , предварительно посыпав его песком, чтобы глина не прилипала; уплотнял её, вдавливал в углубление узора. Затем, укрепив форму на гончарном круге, приводил его в движение и , нарастив румпу, вынимал сырую заготовку.
И вот в руках гончара уже не комок глины, а изделие-сырец, принявшее от твёрдой резной формы вид квадратной пластины с рельефным узором на лицевой стороне и выступом-румпой сзади. Эту заготовку сушили и обжигали в горне.
Рельеф изразца покрывает стекловидная глазурь густого зелёного цвета. Узор обычно предварительно обрабатывали ангобом , чтобы тёмный черепок не просвечивал сквозь поливу. Секрет изготовления поливы знали на Руси ещё в древнем Киеве.
Муравлённые изразцы вытеснили красные, так как во многом превосходили их. В облицовке печи они долго сохраняли свежий привлекательный вид. Глазурь плотным стекловидным слоем лежала на пористом черепке, предохраняя поверхность изразца от копоти, а помещение -от дыма. Такая печь не только дольше сохраняла тепло , но и была украшением жилого интерьера.
Но муравленым изразцам очень скоро пришлось потесниться, уступив место полихромным. Рельефный узор на полихромных изразцах покрывала не прозрачная глазурь, а глухие цветные эмали-синяя, жёлтая, зелёная, белая. Такие изразцы назывались ценинными , от немецкого слова zinn , что значит окись олова, которая входила в состав эмалевых красок и придавала им плотность. Расписывая рельеф этими красками , не нужно было обрабатывать его ангобом: эмаль наглухо закрывала тёмную поверхность изразца.
Печное клеймо-это своеобразное панно, составленное из нескольких изразцов, образующих крупный законченный узор. Такими клеймами облицовывали гладкие стены печи: переднюю, которую называли "зеркалом", и боковые.
В начале 18 века продолжают делать муравленые и ценинные изразцы, несмотря на то , что Пётр I повелел перейти к изготовлению гладких изразцов с синей росписью на "голландский манер".
Русские мастера, освоив голландскую роспись, вскоре стали работать по-своему, обратившись к опыту предшествующих поколений как в выборе тематики росписи, так и в колорите, отдав предпочтение многоцветной палитре. Орнаментальные изображения вновь сменились сюжетными.В основе их развития бал интерес к окружающей жизни, человеку, природе, животному миру.
Кроме этого , источником для росписи были различные печатные издания, лубочные картины, гравюры.
Изразец. 18 век.
Фрагмент изразцовой печи из Углича. 18 век.
Изразцы печи из Углича. 18 век.
Изразец. 18 век.
Рельефные без поливы-"красные" уступили место глазурованным -муравленым, затем стали делать полихромные, покрывая рельефный узор цветными эмалями, от них перешли к изготовлению изразцов, в которых рельеф сочетался с росписью, и наконец к гладким расписным изразцам.
Изразцы широко применялись в архитектуре. Сверкающими фризами украшали храмы, отдельными вставками выделялись на фоне кирпичных стен, узорными наличниками обрамляли окна, оформляли порталы. Во внутренних помещениях ими облицовывали стены.Расцвет печных изразцов достигает своей вершины в 18 веке.
У каждого изразца есть лицевая пластина с узором. За нею располагается коробчатый выступ-румпа с небольшими отверстиями, в которые продевали проволоку для крепления в кладке стены или печи.
Начиная делать изразец, гончар мял в руках глину, и пальцы его уходили в толщу глиняного комка , удаляя мелкие камешки, затвердения-словом , всё то, что могло привести к образованию трещин при обжиге.
Глина принимала тепло от рук гончара, становилась податливой. Тогда мастер заполнял ею деревянную форму с резным изображением на дне , предварительно посыпав его песком, чтобы глина не прилипала; уплотнял её, вдавливал в углубление узора. Затем, укрепив форму на гончарном круге, приводил его в движение и , нарастив румпу, вынимал сырую заготовку.
И вот в руках гончара уже не комок глины, а изделие-сырец, принявшее от твёрдой резной формы вид квадратной пластины с рельефным узором на лицевой стороне и выступом-румпой сзади. Эту заготовку сушили и обжигали в горне.
Рельеф изразца покрывает стекловидная глазурь густого зелёного цвета. Узор обычно предварительно обрабатывали ангобом , чтобы тёмный черепок не просвечивал сквозь поливу. Секрет изготовления поливы знали на Руси ещё в древнем Киеве.
Муравлённые изразцы вытеснили красные, так как во многом превосходили их. В облицовке печи они долго сохраняли свежий привлекательный вид. Глазурь плотным стекловидным слоем лежала на пористом черепке, предохраняя поверхность изразца от копоти, а помещение -от дыма. Такая печь не только дольше сохраняла тепло , но и была украшением жилого интерьера.
Но муравленым изразцам очень скоро пришлось потесниться, уступив место полихромным. Рельефный узор на полихромных изразцах покрывала не прозрачная глазурь, а глухие цветные эмали-синяя, жёлтая, зелёная, белая. Такие изразцы назывались ценинными , от немецкого слова zinn , что значит окись олова, которая входила в состав эмалевых красок и придавала им плотность. Расписывая рельеф этими красками , не нужно было обрабатывать его ангобом: эмаль наглухо закрывала тёмную поверхность изразца.
Печное клеймо-это своеобразное панно, составленное из нескольких изразцов, образующих крупный законченный узор. Такими клеймами облицовывали гладкие стены печи: переднюю, которую называли "зеркалом", и боковые.
В начале 18 века продолжают делать муравленые и ценинные изразцы, несмотря на то , что Пётр I повелел перейти к изготовлению гладких изразцов с синей росписью на "голландский манер".
Русские мастера, освоив голландскую роспись, вскоре стали работать по-своему, обратившись к опыту предшествующих поколений как в выборе тематики росписи, так и в колорите, отдав предпочтение многоцветной палитре. Орнаментальные изображения вновь сменились сюжетными.В основе их развития бал интерес к окружающей жизни, человеку, природе, животному миру.
Кроме этого , источником для росписи были различные печатные издания, лубочные картины, гравюры.
Изразец. 18 век.
Фрагмент изразцовой печи из Углича. 18 век.
Изразцы печи из Углича. 18 век.
Изразец. 18 век.