вторник

Печные изразцы.

Изразцы-своеобразная и самостоятельная часть русского народного гончарства. История их развития-это непрерывная цепь технологических усовершенствований,  творческих находок , в результате которых на смену одним изразцам приходили другие. 

Рельефные без поливы-"красные" уступили место глазурованным -муравленым, затем стали делать полихромные, покрывая рельефный узор цветными эмалями, от них перешли к изготовлению изразцов, в которых рельеф сочетался с росписью, и наконец к гладким расписным изразцам.

Изразцы широко применялись в архитектуре. Сверкающими фризами украшали храмы, отдельными вставками выделялись на фоне кирпичных стен, узорными наличниками обрамляли окна, оформляли порталы. Во внутренних помещениях ими облицовывали стены.Расцвет печных изразцов достигает своей вершины в 18 веке.


У каждого изразца есть лицевая пластина с узором. За нею располагается коробчатый выступ-румпа с небольшими отверстиями, в которые продевали проволоку для крепления в кладке стены или печи.


Начиная делать изразец, гончар мял в руках глину, и пальцы его уходили в толщу глиняного комка , удаляя мелкие камешки, затвердения-словом , всё то, что могло привести к образованию трещин при обжиге.


Глина принимала тепло от рук гончара, становилась податливой. Тогда мастер заполнял ею деревянную форму с резным изображением на дне , предварительно посыпав его песком, чтобы глина не прилипала; уплотнял её, вдавливал в углубление узора. Затем, укрепив форму на гончарном круге, приводил его в движение и , нарастив румпу, вынимал сырую заготовку.


И вот в руках гончара уже не комок глины, а изделие-сырец, принявшее от твёрдой резной формы вид квадратной пластины с рельефным узором на лицевой стороне и выступом-румпой сзади. Эту заготовку сушили и обжигали в горне.


Рельеф изразца покрывает стекловидная глазурь  густого зелёного цвета. Узор обычно предварительно обрабатывали ангобом , чтобы тёмный черепок не просвечивал сквозь поливу. Секрет изготовления поливы знали на Руси ещё в древнем Киеве.


Муравлённые изразцы вытеснили красные, так как во многом превосходили их. В облицовке печи они долго сохраняли свежий привлекательный вид. Глазурь плотным стекловидным слоем лежала  на пористом черепке, предохраняя поверхность изразца от копоти, а помещение -от дыма. Такая печь не только дольше сохраняла тепло , но и была украшением жилого интерьера.


Но муравленым изразцам очень скоро пришлось потесниться, уступив место полихромным. Рельефный узор на полихромных изразцах покрывала не прозрачная глазурь, а глухие цветные эмали-синяя, жёлтая, зелёная, белая. Такие изразцы назывались ценинными , от немецкого слова zinn , что значит окись олова, которая входила в состав эмалевых красок и придавала им плотность. Расписывая рельеф этими красками , не нужно было обрабатывать его ангобом: эмаль наглухо закрывала тёмную поверхность изразца.


Печное клеймо-это своеобразное панно, составленное из нескольких изразцов, образующих крупный законченный узор. Такими клеймами облицовывали гладкие стены печи: переднюю, которую называли "зеркалом", и боковые.


В начале 18 века продолжают делать муравленые и ценинные изразцы, несмотря на то , что Пётр I повелел перейти к изготовлению гладких изразцов с синей росписью на "голландский манер".


Русские мастера, освоив голландскую роспись, вскоре стали работать  по-своему, обратившись к опыту предшествующих поколений как в выборе тематики росписи, так и в колорите, отдав предпочтение многоцветной палитре. Орнаментальные изображения вновь сменились сюжетными.В основе их  развития бал интерес к окружающей жизни, человеку, природе, животному миру.

Кроме этого , источником для росписи были различные печатные издания, лубочные картины, гравюры.








                                                     Изразец. 18 век.






                                                     Фрагмент изразцовой печи из Углича. 18 век.   






                                          Изразцы печи из Углича. 18 век.






                                                         Изразец. 18 век.