вторник

Лаковая миниатюра Холуя.

Издавна жители Холуя занимались ремёслами.Главным из них стали написание икон и вышивание. Иконы писали темперой, но в 19 веке, когда иконопись приняла массовый характер, для быстроты исполнения  перешли с темперы на масляную живопись. К концу 19 века иконопись в Холуе изжила себя.


Художники Холуя нашли свой своеобразный художественный язык и использовали свой опыт иконописи для создания холуйской лаковой миниатюры.


Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная "картинность".Это одно из её направлений. В нём много бытовых сюжетов: в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны.Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создаёт переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.


Наряду с этим направлением есть в холуйской миниатюре и другое, более декоративное, в нём композиция строится по более условному принципу, чем в первом. Сюжет подчинён декоративной выразительности.

В таких композициях могут совмещаться эпизоды разного времени действия, в том смысле как это имело место в древнерусской иконописи, они повествовательны. Задача создания такой композиции нелегка, но она даёт возможность разрешения большой темы средствами прикладного искусства. С течением времени именно эта манера становиться главной в искусстве Холуя.


Третье направление-орнаментальное, включает не один чистый орнамент, но и натюрморт и в какой-то степени пейзаж.


Художники холуя расписывали декоративные тарелки и пластины, пудреницы, броши и кулоны, миниатюрные игольницы. Подчас на крошечной поверхности украшаемого предмета мастера помещают целые многофигурные сцены.







                                     В.Д  Молев .Шкатулка. "Выход на работу"






                                          К.В. Костерин "Возвращение бригады с работы". Шкатулка






                                        Б.И. Киселёв " Сказание о Петре и Февронии". Ларчик.