Гончарное искусство Гжели.
Майолика-это посуда с многоцветной росписью по белому фону. Делали её из простых глин, но поливали не прозрачной глазурью , а эмалью , которая давала сплошное белое покрытие, скрывая черепок. Роспись выполняли по непросохшей поливе. Такой приём требовал быстрого и точного нанесения красок, последующие поправки были исключены.
Производство майоликовых , или ценинных , как тогда их называли, изделий возникло в Гжели , подмосковном гончарном районе , во второй половине 18 века.
Гончары Гжели изготовляли самую разнообразную посуду: кувшины и кружки, блюда и тарелки, маслёнки и рукомои. Простые и дешёвые изделия с яркой росписью использовались в повседневном быту , их быстро раскупали.
Но были и дорогие, нарядно украшенные, предназначенные для праздничного застолья , для подарка. Это наиболее любимые гжельцами кумганы и квасники. Мастера горного дела обжигали изделия.
Гжельские горновые определяли температуру в горне по цвету огня , по величине пламени, они безошибочно устанавливали время обжига , степень готовности вещей.
Были в Гжели и свои живописцы , которые расписывали сосуды. Постепенно сложились приёмы гжельской росписи. Цветовое пятно сочеталось с тонкой линией рисунка. Краску мастера готовили сами , употребляя для этого материалы , имеющиеся под рукой.
Перекись марганца с добавлением воды и сахара давала коричневый цвет с лиловым оттенком; окись сурьмы-жёлтый. Приготовить зелёный цвет было сложнее . Для этого горшок с медной проволокой ставили в огонь. Образующуюся на проволоке чёрную окалину соскабливали , размешивали в воде и этим раствором писали. При обжиге выявлялся зелёный цвет, содержавшиеся в окалине соли давали тональные размывы.
Темы для своих росписей гжельцы заимствовали из повседневной жизни , в окружающей природе.
Но в начале 19 века гжельскую майолику вытесняет привозной английский фаянс, не только более лёгкий, прочный и дешевый. Это заставило мастеров Гжели быстро перестроиться и наладить производство фаянса из местных светлых глин.
Тематика росписи становится менее разнообразной , в ней преобладают растительные мотивы. На смену широкому цветовому пятну приходят круглящиеся мазки , нанесённые короткими ударами кисти.
Гжельский фарфор имеет ярко выраженный народный характер, отличается от изделий промышленных предприятий, поскольку роспись на сосудах по-прежнему исполняется только от руки, что позволяет создавать множество вариантов одного и того же мотива.
Одновременно с фаянсом в Гжельском районе начали осваивать фарфор.
В советский период из всего многообразия декоративных приёмов, выработанных прошлыми поколениями, для украшения гжельского фарфора выбрали технику подглазурной росписи кобальтом, как наиболее простую в исполнении.
У гжельских мастеров есть свои секреты ремесла: как выводить "сплошной мазок" и "мазок с тенями", когда краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну её сторону так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от тёмного синего до светлого голубого, почти белого.
Майолика-это посуда с многоцветной росписью по белому фону. Делали её из простых глин, но поливали не прозрачной глазурью , а эмалью , которая давала сплошное белое покрытие, скрывая черепок. Роспись выполняли по непросохшей поливе. Такой приём требовал быстрого и точного нанесения красок, последующие поправки были исключены.
Производство майоликовых , или ценинных , как тогда их называли, изделий возникло в Гжели , подмосковном гончарном районе , во второй половине 18 века.
Гончары Гжели изготовляли самую разнообразную посуду: кувшины и кружки, блюда и тарелки, маслёнки и рукомои. Простые и дешёвые изделия с яркой росписью использовались в повседневном быту , их быстро раскупали.
Но были и дорогие, нарядно украшенные, предназначенные для праздничного застолья , для подарка. Это наиболее любимые гжельцами кумганы и квасники. Мастера горного дела обжигали изделия.
Гжельские горновые определяли температуру в горне по цвету огня , по величине пламени, они безошибочно устанавливали время обжига , степень готовности вещей.
Были в Гжели и свои живописцы , которые расписывали сосуды. Постепенно сложились приёмы гжельской росписи. Цветовое пятно сочеталось с тонкой линией рисунка. Краску мастера готовили сами , употребляя для этого материалы , имеющиеся под рукой.
Перекись марганца с добавлением воды и сахара давала коричневый цвет с лиловым оттенком; окись сурьмы-жёлтый. Приготовить зелёный цвет было сложнее . Для этого горшок с медной проволокой ставили в огонь. Образующуюся на проволоке чёрную окалину соскабливали , размешивали в воде и этим раствором писали. При обжиге выявлялся зелёный цвет, содержавшиеся в окалине соли давали тональные размывы.
Темы для своих росписей гжельцы заимствовали из повседневной жизни , в окружающей природе.
Но в начале 19 века гжельскую майолику вытесняет привозной английский фаянс, не только более лёгкий, прочный и дешевый. Это заставило мастеров Гжели быстро перестроиться и наладить производство фаянса из местных светлых глин.
Тематика росписи становится менее разнообразной , в ней преобладают растительные мотивы. На смену широкому цветовому пятну приходят круглящиеся мазки , нанесённые короткими ударами кисти.
Гжельский фарфор имеет ярко выраженный народный характер, отличается от изделий промышленных предприятий, поскольку роспись на сосудах по-прежнему исполняется только от руки, что позволяет создавать множество вариантов одного и того же мотива.
Одновременно с фаянсом в Гжельском районе начали осваивать фарфор.
В советский период из всего многообразия декоративных приёмов, выработанных прошлыми поколениями, для украшения гжельского фарфора выбрали технику подглазурной росписи кобальтом, как наиболее простую в исполнении.
У гжельских мастеров есть свои секреты ремесла: как выводить "сплошной мазок" и "мазок с тенями", когда краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну её сторону так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от тёмного синего до светлого голубого, почти белого.