Как только не называют эту красоту: и палехское чудо и пламя Палеха.
Прежде всего нужно сказать об одном чрезвычайно важном обстоятельстве в искусстве палехской миниатюры: мастера умели представлять её в цельном, гармоничном виде.
Чувство соразмерности деталей, пропорций, единство образа-вот что покоряет в изделиях Палеха уже с первого взгляда, вне зависимости от технического исполнения самой росписи.Образцы шкатулок, пудрениц, бисерниц, портсигаров, которые создали старые мастера, до сих пор поражают отлично задуманными и выполненными композициями.
Художник-миниатюрист Палеха уже в замысле предмета , который он должен был украсить , выражал себя как вдумчивый создатель вещи, самой по себе являющейся произведением искусства.
Определяющую роль в искусстве палехской миниатюры играет композиция.В своих лаковых миниатюрах палешане свободно распоряжались самыми сложными композиционными построениями, не боялись на миниатюрном формате в несколько сантиметров вводить десятки, сотни фигур, в любых планах и ракурсах, соединяя их в поразительных по сложности движениях.
Художники Палеха достигали свободы многоплановых композиций без разделительных перегородок, и это помогало художникам достигать повествовательного раскрытия содержания, обогащать его вводом многообразных сюжетныж ситуаций, развёртывать идею произведения как в романе или повести.
В своих лаковых миниатюрах художники Палеха взяли на вооружение от древнего русского искусства и манеру подачи целого ряда изобразительных атрибутов.Горки, лещадки, вода с её волнами, корабли, одежда, растения, орнамент, архитектура получали под кистью палехских мастеров сходное с иконным выражение.
Как приём старых иконописцев, палехскими мастерами постоянно использовались "оживки", "пробела" и прочие секреты древней живописи.Кладя в основу письма темперные краски, в отличие от масляных красок, палешане в полную силу используют на декоративной основе цвета яркие, чистые. Это помогает ввести в свои миниатюры аккорд жизнеутверждения, радости, а умелое введение золота в роспись обогащает художественный язык.
И. Голиков "Пахарь" .Шкатулка
И. Голиков "Звери". Шкатулка
И. Голиков "Тройка". Шкатулка
И. Вакуров " Победа". Шкатулка.
А. Котухин " Сказка о царе Салтане". Шкатулка.Фрагмент.
И. Баканов " Степан Разин" . Пластина.
И. Баканов " По улице мостовой". Шкатулка.
И. Зубков " Сказка о рыбаке и рыбке". Шкатулка.
Д. Буторин " У лукоморья". Шкатулка.
Н. Зиновьев "Конёк-Горбунок". Шкатулка.
Прежде всего нужно сказать об одном чрезвычайно важном обстоятельстве в искусстве палехской миниатюры: мастера умели представлять её в цельном, гармоничном виде.
Чувство соразмерности деталей, пропорций, единство образа-вот что покоряет в изделиях Палеха уже с первого взгляда, вне зависимости от технического исполнения самой росписи.Образцы шкатулок, пудрениц, бисерниц, портсигаров, которые создали старые мастера, до сих пор поражают отлично задуманными и выполненными композициями.
Художник-миниатюрист Палеха уже в замысле предмета , который он должен был украсить , выражал себя как вдумчивый создатель вещи, самой по себе являющейся произведением искусства.
Определяющую роль в искусстве палехской миниатюры играет композиция.В своих лаковых миниатюрах палешане свободно распоряжались самыми сложными композиционными построениями, не боялись на миниатюрном формате в несколько сантиметров вводить десятки, сотни фигур, в любых планах и ракурсах, соединяя их в поразительных по сложности движениях.
Художники Палеха достигали свободы многоплановых композиций без разделительных перегородок, и это помогало художникам достигать повествовательного раскрытия содержания, обогащать его вводом многообразных сюжетныж ситуаций, развёртывать идею произведения как в романе или повести.
В своих лаковых миниатюрах художники Палеха взяли на вооружение от древнего русского искусства и манеру подачи целого ряда изобразительных атрибутов.Горки, лещадки, вода с её волнами, корабли, одежда, растения, орнамент, архитектура получали под кистью палехских мастеров сходное с иконным выражение.
Как приём старых иконописцев, палехскими мастерами постоянно использовались "оживки", "пробела" и прочие секреты древней живописи.Кладя в основу письма темперные краски, в отличие от масляных красок, палешане в полную силу используют на декоративной основе цвета яркие, чистые. Это помогает ввести в свои миниатюры аккорд жизнеутверждения, радости, а умелое введение золота в роспись обогащает художественный язык.
И. Голиков "Пахарь" .Шкатулка
И. Голиков "Звери". Шкатулка
И. Голиков "Тройка". Шкатулка
И. Вакуров " Победа". Шкатулка.
А. Котухин " Сказка о царе Салтане". Шкатулка.Фрагмент.
И. Баканов " Степан Разин" . Пластина.
И. Баканов " По улице мостовой". Шкатулка.
И. Зубков " Сказка о рыбаке и рыбке". Шкатулка.
Д. Буторин " У лукоморья". Шкатулка.
Н. Зиновьев "Конёк-Горбунок". Шкатулка.