понедельник

Чудо Палех.

Как только не называют эту красоту: и палехское чудо и пламя Палеха.
Прежде всего нужно сказать об одном чрезвычайно важном обстоятельстве в искусстве палехской миниатюры: мастера умели представлять её в цельном, гармоничном виде.


Чувство соразмерности деталей, пропорций, единство образа-вот что покоряет в изделиях Палеха уже с первого взгляда, вне зависимости от технического исполнения самой росписи.Образцы шкатулок, пудрениц, бисерниц, портсигаров, которые создали старые мастера, до сих пор поражают отлично задуманными и выполненными композициями.


Художник-миниатюрист Палеха уже в замысле предмета , который он должен был украсить , выражал себя как вдумчивый создатель вещи, самой по себе являющейся произведением искусства.


Определяющую роль в искусстве палехской миниатюры играет композиция.В своих лаковых миниатюрах палешане свободно распоряжались самыми сложными композиционными построениями, не боялись на миниатюрном формате  в несколько сантиметров вводить десятки, сотни фигур, в любых планах и ракурсах, соединяя их  в поразительных по сложности движениях.


Художники Палеха достигали свободы многоплановых композиций без разделительных перегородок, и это помогало художникам достигать повествовательного раскрытия содержания, обогащать его вводом многообразных сюжетныж ситуаций, развёртывать идею произведения как в романе или повести.


В своих лаковых миниатюрах художники Палеха взяли на вооружение от древнего русского искусства и манеру подачи целого ряда изобразительных атрибутов.Горки, лещадки, вода с её волнами, корабли, одежда, растения, орнамент, архитектура получали под кистью палехских мастеров сходное с иконным выражение.


Как приём старых иконописцев, палехскими мастерами постоянно использовались "оживки", "пробела" и прочие секреты древней живописи.Кладя в основу письма темперные краски, в отличие от масляных красок, палешане в полную силу используют  на декоративной основе цвета яркие, чистые. Это помогает ввести в свои миниатюры аккорд жизнеутверждения, радости, а умелое введение золота в роспись обогащает художественный язык.





                                        И. Голиков "Пахарь" .Шкатулка






                                      И. Голиков "Звери".  Шкатулка






                                       И. Голиков "Тройка".  Шкатулка






                                        И. Вакуров " Победа".   Шкатулка.
  





                                            А. Котухин " Сказка о царе Салтане".  Шкатулка.Фрагмент.    






                                             И. Баканов " Степан Разин" .  Пластина.






                                         И. Баканов " По улице мостовой".  Шкатулка.






                                                 И. Зубков " Сказка о рыбаке и рыбке".  Шкатулка.






                                           Д. Буторин " У лукоморья".  Шкатулка.






                                          Н. Зиновьев "Конёк-Горбунок".  Шкатулка.