понедельник

Узорные ткани.

В каждой крестьянской избе женщины изготовляли домотканое полотно. Кроме гладкой холстины, деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. При этом приёмы тканья  усложнялись за счёт специальных приспособлений  , с помощью которых на станке набирался тот или иной узор.


Материалом для ткачества служила пряжа , которую получали из льна и конопли , а также из овечьей , козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета, и тогда узорные ткани получались  особенно нарядными.Способ украшения тканей орнаментом известен на Руси с давних пор.


Особое внимание привлекают браные ткани. Технические приёмы бранья сложны, процесс выбирания узора длителен и многотруден. Орнамент образуется при помощи специальной дощечки-"бральницы".Она разделяет нити основы и образует зев, в который пропускается цветной уток , создающий узор. Затем эта дощечка вынимается. Чаще всего в процессе тканья участвуют несколько таких "бральниц" , что даёт ткачихе возможность выполнять сложные узоры. Одни из них отличает строгое сочетание белого  или сурового полотна с орнаментом из красных хлопчатобумажных нитей, узор других выполнен яркой разноцветной шерстью.


Характер орнамента бранины во многом зависел от техники тканья , которая позволяла набирать только геометрический узор. В нём преобладали ромбические фигуры: простой ромб и ромб с продлёнными сторонами , ромб с крюками в многочисленных вариациях. Перемежаясь в различных комбинациях, фигуры составляли сложную ромбическую композицию, которая является определяющей в орнаментации браных тканей.


Несмотря на то, что браные узоры строятся почти всегда из одинаковых повторяющихся элементов , сравнивая их , мы не найдём и двух одинаковых.


Одной из особенностей северного красно-белого браного ткачества является повышенная фактурность  нитей, которые рельефно выделяют орнамент над фоном. Ромб-фигура плоская, но исполненная на белом полотне красными нитями с пышной фактурой, она приобретает неожиданный объём.


Любуясь сегодня цветовым лаконизмом браного ткачества , тонкой проработкой ромбического орнамента, мы и не подозреваем , какой глубокий символический смысл таил он в себе когда-то.


ромбический орнамент зародился в глубокой древности в недрах палеолита. В ранних земледельческих культурах ромбическим узором-символом плодородия-покрывали глиняные фигурки женских божеств, сосуды-жертвенники. Простой ромб с точкой посередине выражал засеянное поле, ромб с отростками или завитками на внешних углах был символом плодородия.


Очень нарядно украшалась народная одежда, особенно женская. Разузоренные тканые и
вышитые рубахи, юбки, передники крестьянки одевали  по воскресеньям, в дни сельскохозяйственных праздников. В отделке костюма очень важную роль играло браное тканьё.


Большое внимание уделялось оформлению  женских, так называемых покосных и девичьих рубах. Поверх них не носили сарафанов, а повязывали только праздничные пояса. Браными узорами украшали только наиболее заметные части рубах. Узкая полоса окаймляла ворот, на рукавах помещались узорные полики, зато подолы были затканы чаще всего широкой, богато орнаментированной каймой.


Подобная схема расположения узора на женских рубахах имеет глубокую традицию, характерную для всей европейской России в целом.


Получив широкое развитие, при всех общих стилистических чертах, браное ткачество  в каждой губернии  имело свои местные отличия. Наряду с красно-белой браниной , существовало браньё  разноцветными шерстяными или хлопчатобумажными нитями. Мужские и женские пояса почти всегда делали многоцветными. Нарядный узор ткали по всей длине, а на концах пояс украшали пышными кистями.


Особенно интересны ткани , где узор выполнен гарусными нитями. Красивая пушистая фактура ярких цветов выделяет эти необычайно праздничные произведения.


Кроме различных видов бранины, повсеместно был распространён ещё один вид ручного ткачества-пестрядь. Её нетрудно узнать по нехитрому узору в клетку или в полоску, исполненному в несколько тонов.


Широкое бытование пестряди объясняется несложным процессом тканья-простого полотняного переплетения , где каждой нити основы соответствует одна нить утка.Но, как и всё узорное ткачество, пестрядь требует фантазии и мастерства.  Простота орнамента компенсируется разнообразием цветовых отношений.


В некоторых центральных и южных районах, особенно в Рязанской губернии, рядом с браниной и пестрядью существовали так называемые "заклады". Они отличаются особым своеобразием приёмов исполнения узора.


Красота и самобытность закладного ткачества выявляются главным образом цветом. Этому способствует и техника тканья: уток создаёт участок узора нитями определённого цвета, а затем поворачивает назад.Поэтому в орнаменте преобладают геометрические формы с уступчатой линией обводки , а между двумя фигурами разных тонов всегда можно заметить узкий продолговатый сквозной зазор.


Но цветовые акценты в каждой вещи распределяются по-разному. То орнамент проработан и складывается в красочную ромбическую композицию, напоминая браный узор, то составлен ритмичными ударами локальных пятен.






                                            Конец полотенца 19 век.
                              





                                        Юбки начало 20 века Пошехонский уезд.






                                       Узорная ткань 1890 г. Тверская губ.






                                            Шушпан 19 век. Рязанская губ.






                                                   Полотенце 19 век Архангельская губ.






                                         Подол юбки  1902 г. Каргопольский уезд






                                              Передниик 19 век Вологодская губ.