Очень давно известны изящные серебряные изделия со строгим черневым орнаментом.Искусство чернения, наряду с цветной эмалью, было распространено во многих городах России. Особенно славились высоким качеством черни и красотою рисунка произведения мастеров Великого Устюга.
Чернь-это сплав серебра с медью , свинцом и серой. Размельчённый в порошок состав смачивается бурой и наносится на серебряное изделие с предварительно награвированным изображением. При обжиге чернь заполняет углубления и прочно сплавляется с серебром. Для выявления рисунка мастер мелким напильником спиливает лишнюю чернь и затем шлифует поверхность серебра. Черневой орнамент нередко применяется в сочетании с гравировкой, чеканкой, золочением.
Особенность черневых произведений Великого Устюга составляет канфаренный фон. Серебро прочеканивается канфарником-стальным прутиком с острым концом в виде шила, что придаёт поверхности предмета зернистую фактуру. Позолоченный канфаренный фон имеет красивый матовый оттенок.
На табакерках, кубках встречаются охотничьи сюжеты, сцены застолья нарядных дам и кавалеров. Сюжетные изображения обрамлялись орнаментальной рамкой из цветочных гирлянд. В передаче фигур, рисунке затейливого орнамента серебряники достигали большого мастерства.
В конце 18 века на изделиях Устюга появились новые изображения: планы и виды городов, карты губерний, сцены военный сражений украсили крышки табакеров и коробочек.
А.В. Кладовников . Табакерка. 1847. Великий Устюг.
Е.П. Шильниковский . Пудреница. 1957 Великий Устюг.
Е.Ф. Тропина Чарка 1968 Великий Устюг
Е.П. Шильниковский Винный прибор "Лесная дичь"
1960 Великий Устюг
Е.Ф. Тропина Чарка 1971 Великий Устюг.
Чернь-это сплав серебра с медью , свинцом и серой. Размельчённый в порошок состав смачивается бурой и наносится на серебряное изделие с предварительно награвированным изображением. При обжиге чернь заполняет углубления и прочно сплавляется с серебром. Для выявления рисунка мастер мелким напильником спиливает лишнюю чернь и затем шлифует поверхность серебра. Черневой орнамент нередко применяется в сочетании с гравировкой, чеканкой, золочением.
Особенность черневых произведений Великого Устюга составляет канфаренный фон. Серебро прочеканивается канфарником-стальным прутиком с острым концом в виде шила, что придаёт поверхности предмета зернистую фактуру. Позолоченный канфаренный фон имеет красивый матовый оттенок.
На табакерках, кубках встречаются охотничьи сюжеты, сцены застолья нарядных дам и кавалеров. Сюжетные изображения обрамлялись орнаментальной рамкой из цветочных гирлянд. В передаче фигур, рисунке затейливого орнамента серебряники достигали большого мастерства.
В конце 18 века на изделиях Устюга появились новые изображения: планы и виды городов, карты губерний, сцены военный сражений украсили крышки табакеров и коробочек.
А.В. Кладовников . Табакерка. 1847. Великий Устюг.
Е.П. Шильниковский . Пудреница. 1957 Великий Устюг.
Е.Ф. Тропина Чарка 1968 Великий Устюг
Е.П. Шильниковский Винный прибор "Лесная дичь"
1960 Великий Устюг
Е.Ф. Тропина Чарка 1971 Великий Устюг.